ВАИРС

Всеукраинская ассоциация инвалидов рассеянного склероза
Текущее время: Ср дек 12, 2018 00:18:11

Часовой пояс: UTC + 2 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 20 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: гипотеза...
СообщениеДобавлено: Ср окт 01, 2008 13:21:58 
Не в сети

Зарегистрирован: Сб сен 27, 2008 20:05:07
Сообщений: 15
Откуда: Киев
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.
И. Ю. Хамитова, http://psy.piter.com/library/?tp=2&rd=5&l=470&p=1099
Теория семейных систем Мюррея Боуэна
Концепция о многопоколенной передаче

..."Одной из важных концепций теоретической системы Боуэна является процесс межпоколенной передачи от родителей детям разных уровней незрелости. В большинстве семей родители передают часть своей незрелости одному или нескольким детям. Чтобы проиллюстрировать этот процесс я начну с родителей со средним уровнем дифференциации и допущу, что в каждом поколении родители проецируют основную часть своей незрелости только одному ребенку, таким образом, максимальная нарушенность сосредотачивается в каждом поколении в одном ребенке. Кроме того, я допущу, что один ребенок в каждом поколении вырастает относительно вне эмоциональных требований и нажимов со стороны семейной эгомассы и достигает наиболее высокого уровня дифференциации, возможного в данной ситуации. По существу невозможно, чтобы такая последовательность возникала из поколения в поколение, но она действительно иллюстрирует этот паттерн.
Пример: Представим себе родителей с уровнем дифференциации 50. У них есть трое детей. Уровень наиболее вовлеченного ребёнка - 35, что существенно ниже, чем базовый уровень родителей. У данного ребёнка будут наблюдаться наибольшие нарушения. Уровень другого ребёнка 50, такой же, как базовый уровень родителей. Третий вырастает относительно вне семейных проблем и достигает уровня 60, что выше, чем у родителей. Если учесть, что ребёнок с уровнем 35, заключает брак с супругом, уровень дифференциации которого в районе 35, то особенности этого брака будут изменяться в зависимости от способа, с помощью которого в этой семье будет решаться проблемы. В семье с наибольшей проекцией будет спокойный брак и почти полная сосредоточенность на здоровье, благосостоянии и достижениях наиболее вовлеченного ребенка, уровень которого будет, в этом случае, ещё ниже, например, 20. Они могли бы иметь другого ребенка, растущего вне семейных проекций, с уровнем 45, то есть выше, чем у родителей. Иметь двоих детей, одного с уровнем 20, а другого - 45 едва ли возможно. Ребенок с уровнем 20 уже находится в зоне риска и подвержен целому спектру проблем. В начале он может быть сверхуспевающим в школе, а затем, в подростковом возрасте перенести эмоциональный срыв. С особой помощью он, возможно, смог бы окончить школу, провести несколько лет бесцельно, а затем найти супруга, чьи "потребности в другом" так же велики, как и у него. У них, вероятно, будет множество проблем в браке, со здоровьем, социальных проблем, и проблемы будут слишком велики, чтобы их можно было спроецировать их лишь на одного ребенка. Они могли бы иметь одного ребенка с уровнем 10, другого 15, и третьего, растущего вне семейных проекций, с уровнем 30, намного превосходящим уровень родителей. Те дети, чей уровень 10 и 15, являются кандидатами на полный функциональный спад до таких состояний как шизофрения или нарушенное поведение. Это иллюстрирует предыдущие утверждения о том, что необходимо как минимум три поколения, чтобы человек достиг уровня "отсутствия Я" и появления шизофрении. В среднем, незрелость будет прогрессировать существенно медленнее. Кроме того, в каждом поколении есть дети, продвигающиеся вверх по шкале, и в средней семье процесс много медленнее, чем показано в этом примере"...

_________________
Научись прощать другим свои ошибки


Последний раз редактировалось ANDREY Ср июн 24, 2009 08:45:34, всего редактировалось 3 раз(а).

Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: там же, далее...
СообщениеДобавлено: Ср окт 01, 2008 15:38:06 
Не в сети

Зарегистрирован: Сб сен 27, 2008 20:05:07
Сообщений: 15
Откуда: Киев
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.
http://psyjournal.ru/j3p/pap.php?id=20010312
Концепция об эмоциональных процессах ядерной семьи
Концепция описывает паттерны эмоционального взаимодействия в семье на уровне одно-го поколения. Определенные базисные паттерны отношений между матерью, отцом и ребенком воспроизводят паттерны прошлых поколений и будут воспроизведены в последующих.
Обычно начало нуклеарной семьи - это брак. Супруги вступают в брак с жизненными паттернами и уровнями дифференцированности, унаследованными от их родительскийх семей. Ухаживание, брак и деторождение в значительной степени регулируются эмоционально-инстинктивными силами. То, как будущие супруги встречаются, ухаживают и планируют брак, дает много информации об уровне их дифференцированности. Чем ниже уровень дифференцированности, тем больше проблем можно ожидать в будущем. Люди выбирают партнеров, имеющих сходный уровень дифференциации. Большинство супругов имеют наиболее близкие и открытые отношения в период ухаживания. Чем ниже их уровни дифференцированности , тем интенсивней эмоциональное слияние в браке. Один партнер доминантный, другой приспосабливающийся. Если оба пытаются стать доминантными - конфликт неизбежен. Когда оба приспосабливающиеся - возникает паралич принятия решений.
Стремление к доминантной или адаптивной позиции определяется позицией, которою человек занимал в родительской семье. Слияние приводит к появлению тревоги у одного или обоих супругов. На слияние супруги реагируют по-разному. Наиболее распространенный способ - эмоциональное дистанцирование. В некоторой степени этот способ представлен во всех браках , а во многих браках он присутствует в большой степени. Существуют четыре большие области, в которых степень слияния в браке манифестируется в симптомах: эмоциональная дистанция супружеский конфликт, болезнь или дисфункция одного из супругов, проекция проблем на детей. Обычно в семьях действует сразу несколько из этих механизмов, значительно реже - какой-либо один доминирует над остальными.
Чем больше слияние, то есть чем ниже уровень дифференциации в супружеской паре, тем активнее используются эти механизмы, а также тем выше уровень тревоги в семье. При низком уровне хронической тревоги в семье свойственные ей механизмы могут проявляться лишь ситуативно, в периоды острой тревоги.
Активизация механизмов "защиты от близости" неизменно ведет к активизации треугольников.
1. Эмоциональная дистанция. Имеется в виду реагирование на интенсивность эмоционального контакта путем дистанцирования. Чаще это бывает при негативном эмоциональном заряде, но возможно и при чрезмерной позитивности слитности. Дистанция может быть реальной, а может быть результатом внутренних операций. В первом случае, например, один из супругов может проводить много времени вне дома под теми или иными предлогами, или же супруги очень много времени проводят в компании других людей. Иначе говоря, ситуации, благоприятные для интенсивного контакта, избегаются. Во втором случае дистанция создается более тонкими средствами, направленными на снижение эмоционального реагирования. Примеры таких средств - хроническая раздражительность, хобби, "каменное" выражение лица. Интересно, что человек может, устраняясь из эмоционального контакта с другим, очень много об этом другом думать.
Обычно партнерами дистанцируются автоматически, без осознания этого. Дистанцирование, по сути, есть "клапан" для выпускания напряжения. Не смотря на то, что оно происходит автоматически, дистанцирование обычно приводит к большему психологическому расстоянию, чем хотели бы партнеры. Когда у одного из них дискомфорт увеличивается, происходит активизация треугольника с вовлечением значимого третьего лица. В любом случае избегается дискомфорт, который ощущается из-за чрезмерной близости. При этом источником собственных эмоциональных реакций и дискомфорта воспринимается партнер.
2. Супружеский конфликт. Его функция - управление тревогой, поддержание равновесия в семье. Степень его может быть от мягкой до тяжелой и зависит от уровня слияния супружеской пары, а также от интенсивности тревоги.
В ситуациях, когда партнеры излишне эмоционально реагируют друг на друга, их мысли часто сконцентрированы на "упрямстве, равнодушии, неразумности" другого. Конфликт может вспыхнуть по незначительному поводу и быстро достигнуть высокого накала. При этом, могут вспоминаться давние обиды. Если интенсивность конфликта такова, что он становится неуправляемым, автоматически возникают тенденции привлечения значимого третьего лица (или организации, например, полиции или службы кризисного вмешательства).
Обычен двухфазный режим: конфликт - последующее дистанцирование. Нередко бывает и так, что конфликты чередуются с периодами теплой близости: близость - напряжение - дистанцирование - конфликт. На фазе дистанцирования каждый из партнеров может поджидать, пока другой "оступится" - что-то сделает "не так". Таким образом, при супружеском конфликте партнеры очень сосредоточены друг на друге. Ошибки и оплошности очень внимательно отслеживаются. Собственной роли в повторяющейся ситуации никто, разумеется, не понимает, в лучшем случае, собственная роль может признаваться, но оцениваться как необходимая самозашита.
Как ни странно, чем больше тревоги канализируется в супружеский конфликт, тем менее вероятен ущерб для развития ребенка. Права, если родитель начинает тревожиться о влиянии супружеских разногласий на ребенка, это свидетельствует о вовлечении последнего в эмоциональный процесс партнерских отношений.
3. Передача проблемы ребенку. Любой ребенок в какой-то степени вовлечен в эмоциональные процессы, происходящие между родителями. Однако иногда эта вовлеченность может быть столь велика или даже тотальна, что нарушает способность ребенка функционировать в жизни. Тревога родителя выражается в сензитивности и реактивности ребенка. Однако нельзя считать родителя виновным, а ребенка - жертвой, поскольку данный процесс вовсе не начался с этого родителя - он может быть прослежен на несколько поколений назад. Кроме того, в этой ситуации речь идет о слитности, в тяжелых случаях достигающей степени симбиоза в биологическом смысле слова. У всех участников симбиоза нарушена способность функционировать и даже самостоятельно выживать в мире.
Эту ситуацию легче описать, чем объяснить. В любом случае, ребенок играет свою роль: он, например, ведет себя таким образом, чтобы оправдывать озабоченность или иной поведенческий стереотип матери по отношению к нему. Впрочем, здесь возможно и влияние случайности - например, неожиданной болезни ребенка или родителя.
Роль отца не менее важна, чем роль матери: вовлеченность ребенка непосредственно зависит от тревоги в отношениях родителей. Недостаточная дифференцированность отца прямо влияет на способность матери объективно смотреть на себя и ребенка. Варианты отцовского поведения могут быть различны. Он может считать проблемы матери с ребенком объективными, - например, считать ребенка слабым или избалованным, - и пытаться что-то компенсировать. Может быть груб и суров, пытаясь "закалить" ребенка. В результате мать и ребенок еще более сблизятся. В целом, чем больше напряженности в отношениях родителей, тем больше слитность матери и ребенка. Инициирующую роль в этом процессе всегда играет родительская тревога.
4. Дисфункция у супруга. Этот эмоциональный процесс связан с адаптацией супругов друг к другу. Обычно в браке обе стороны постоянно идут на компромиссы, чтобы избежать конфликта. Но в некоторых случаях компромисс становится жестким и выглядит как гиперфункционирование одного партнера и гипофункционирование другого. Тенденция такого рода может быть связана с обоими партнерами. Например, один мог быть обучен в родительской семье принимать решения за других; второй - позволять другим принимать решения за себя.
Это распределение - чисто функциональное: нередко можно наблюдать, как в случае выхода из строя "сильной" стороны "слабая" действует вполне эффективно.
Формирование этого механизма также не вполне ясно. Одним из факторов, однако, считается порядок рождения каждого из супругов. Пока уровень тревоги низок, дисфункция одного из супругов может не проявляться. Однако в ситуации длительного стресса гипофункционал может обнаружить физическую, эмоциональную или социальную дисфункцию. Эта дисфункция, в свою очередь, может вызвать к жизни новые роли или позиции других членов семьи, в конечном счете служащие восстановлению семейного равновесия. Роли сиделок и санитаров при дисфункциональном члене семьи ослабляют межличностную напряженность.
Существует достаточное количество переменных, определяющих способ функционирования семьи в текущем поколении. Тщательно изучая историю семьи и учитывая детали жизни текущего поколения, можно восстановить способы функционирования прошлых поколений. Зная о передаче определенных паттернов через многие поколения, можно предсказать те же самые процессы для будущих поколений.
Все четыре механизма должны поглощать существующую недифференцированность. Для этого могут быть задействованы и все четыре области, и лишь одна из них. Способы обращения с недифференцированностью также имеют свои истоки в семейной истории.
Любые симптомы в нуклеарной семье, супружеский конфликт, дисфункция одного из супругов или нарушения у ребенка, будут менее интенсивными при низком уровне тревоги и более интенсивными при высоком уровне тревоги.
Концепция о проективных процессах в семье
Это процесс, посредством которого родительская недифференцированность наносит вред и приводит к ухудшению состояния одного или более детей действующих в треугольнике отец-мать-ребенок.
В каждой супружеской паре существует некое фиксированное количество недифференцированности. И оно может распределятся по четырём каналам. Таким образом, мы может наблюдать семьи, где практически нет супружеских конфликтов, оба супруга здоровы, а ребенок имеет максимум проблем.
На более тонком уровне проективный процесс связан с материнским инстинктом и степенью, в которой тревога позволяет ему реализоваться во время беременности и в первые месяцы жизни ребенка. Процесс начинается с материнской тревожности, а отец играет поддерживающую роль, помогая ей реализовать тревожность в материнстве. Ребенок отвечает на тревогу матери собственной тревожностью, которую она ошибочно воспринимает как проблему ребенка. Родители начинают гиперопекать ребенка, преобразуя свою тревогу в излишнюю заботу о ребенке. Устанавливается паттерн инфантилизации ребенка, при котором ребенок постепенно становится все более проблемным и требовательным. Как только процесс начался, дальше он может мотивироваться как тревогой матери, так и тревогой ребенка.
Обычно симптомы появляются эпизодически, в стрессовые периоды на протяжении детства, а затем перерастают в более серьезный симптом в подростковом возрасте или после него.
Интенсивное эмоциональное слияние матери и ребенка может проходить в равновесии без симптомов вплоть до пубертатного периода, когда ребенок попытается функционировать самостоятельно. В этот момент отношения ребенка с матерью или с обоими родителями примут негативный характер и у него появятся множество симптомов или один серьезный симптом.
Еще более глубокая степень слияния матери и ребенка может протекать бессимптомно вплоть до ранней юности, когда ребенок впервые попытается жить самостоятельно и рухнет в психоз.
Шизофрения, согласно этой теории, продукт дисфункции во многих поколениях. В каждом следующем поколении симптоматика нарастала, а уровень дифференциации Я снижался, пока, наконец, в очередном поколении не проявилась шизофрения.
Триангулированный ребенок - тот, на котором проективный процесс сфокусирован в наибольшей степени. Он менее всего способен адаптироваться к жизни и в итоге имеет более низкий по сравнению с сиблингами уровень диффернциации Я.
Между детьми недифференцированность распределяется следующим образом: она отдается одному ребенку, а если количество слишком велико для одного, включается еще одни, обычно в меньшей степени, чем предыдущий и.т.д.
Обычно объектом проекции становятся: старшие дети; единственный ребенок противоположного пола; те, кто особенно эмоционально значим для матери, или те, кто, по ее мнению, особенно эмоционально значим для отца; дети с какими -либо дефектами; единственные дети; единственная дочь или единственный сын, когда остальные дети другого пола; особенные дети, которые были раздражительны, ригидны, находились в плохом контакте с матерью с самого начала. Дети, на момент зачатия и рождения которых пришлось состояние повышенний тревоги. Количество особых эмоциональных вложений в таких детей изначально велико. Женщины, которые в подростковом возрасте больше мечтали о муже, чем о детях, будут скорее иметь супружеский конфликт или дисфункцию (или нефункционального мужа), а женщины представлявшие себя в будущем скорее матерями, чем женами будут склонны к проективным процессам и триангуляции детей.

_________________
Научись прощать другим свои ошибки


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: функциональные нарушения
СообщениеДобавлено: Вт окт 07, 2008 08:04:53 
Не в сети

Зарегистрирован: Сб сен 27, 2008 20:05:07
Сообщений: 15
Откуда: Киев
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.
http://www.likar.info/health/articles/1354.html
Психологические аспекты функциональных нарушений сердца
Доступно по теме
АВТОР: Васянина Алла Анатольевна
РЕЙТИНГ: 3512

Катя 28 лет, обратилась на прием с жалобами на внезапно возникающие приступы сердцебиения, похолодение конечностей, «нехватку воздуха», дрожь во всем теле, головокружение, страх «остановки» сердца. Впервые состояние возникло год назад, когда она ехала домой за рулем машины. Видимых причин случившегося она для себя не находила, ситуация дома и на работе оценивается «как у всех…», «все бывает…». Многочисленные обследования сердца никакого заболевания не выявили, а назначенный анаприлин лишь на время приступа снимал тахикардию, но все же она всегда возила его в сумке. Ожидание же нового приступа сердцебиения и удушья, сжимало ее сердце, мешало радоваться жизни, возможности ездить на машине, быть активной. Она все больше нуждалась в помощи, что бы кто-то был рядом, мог вызвать скорую помощь и по дороге где-то недалеко была больница, где ей ее окажут. При всей своей внешней жизнерадостности и открытости, внутри она была растеряна и подавлена, страх прочно держал ее в своих руках, вызывая дискомфорт в области сердца и сердце сжимаясь холодком еще больше укрепляло этот страх в своих правах.

Кардиофобией, функциональным кардиоваскулярным синдромом, нейроциркуляторной дистонией, неврозом сердца или синдромом д`Акосты - называют приступообразно возникающие состояния замирания сердца и страха смерти, связанные с сердечным беспокойством, хотя объективных изменений со стороны самого сердца нет. Пациенты, как правило, предъявляют множество жалоб, описывая их детально и красочно: сильное сердцебиение, замирание сердца, экстрасистолы, ощущение сдавливания или сжимания в области сердца, колющие, сверлящие боли, не связанные с нагрузкой, нехватка воздуха, повышение артериального давления, потливость, тошнота, ощущение беспомощности, дрожь во всем теле, сильное волнение, слабость. Основной же симптом – страх умереть от сердечной недостаточности, что заставляет пациента невольно постоянно прислушиваться к своему сердцу и в случае малейших проявлений дискомфорта в области сердца, немедленно вызывать скорую помощь, так как он считает, что у него имеется невыявленное тяжелое сердечное заболевание. Он больше не может оставаться один, «цепляется» за близких, ему постоянно нужно, что бы поблизости был врач. Невроз сердца возникает преимущественно в возрасте 25-40 лет, чаще у женщин, хотя в последние десятилетия наметился значительный рост этого расстройства у мужчин.

Люди, страдающие кардионеврозом эмоционально ранимы, необычайно чувствительно реагируют на любые конфликтные ситуации, весьма учтивы и незащищены, остро нуждаются в поддержке и «надежном плече», тяжело переносят утрату близких людей, расставание и предательство, чье-то горе, болезнь или смерть. В силу этого они очень привязаны к близким для них людям, пытаются избегать в отношениях неприятных ситуаций, больше оберегая другого, чем себя, склонны к самонаблюдению, заставляющему чаще скрывать, чем проявлять свои сильные чувства. Про них говорят: «у него мягкое сердце», «сердечный человек», «принимает близко к сердцу», «скрепя сердцем», «у нее на сердце…», «привязан всем сердцем», «говорит от всего сердца».

Таким образом, мягкосердечный человек буквально сердцем реагирует на все тревоги и конфликты, в событиях своей жизни. А ведь сердце напрямую связанно с чувствами, оно умеет печалиться, тосковать и трепетать от тревоги, замирать или биться от страха, сжиматься от обиды и радостно петь. Однако «сердечный» человек, как правило, скрывает свои чувства, опасаясь быть отвергнутым или непонятым. Тем самым на любые ситуации напряжения у такого человека появляется страх. Тело реагирует на страх мгновенным сжатием, дыхание буквально замирает, сердце бешено колотится вследствие активации симпатического отдела вегетативной нервной системы, кроме того, выделяется гормон страха – адреналин, который, суживая периферические кровеносные сосуды способствует перераспределению крови в область сердца, учащает его ритм и повышает артериальное давление. Подобные функциональные нарушения сердечно-сосудистой системы еще более подкрепляют страх, и феномен сжатия усиливается. Так замыкается порочный круг и возникает приступ. В такой ситуации человек сознательно пытается бороться со своим страхом, уговаривает себя успокоиться, не волноваться, не думать о плохом, надеяться, что с ним такое не повторится, что ему надо быть бдительным и меньше реагировать на волнующие ситуации, а лучше даже их избегать. Но невольное ожидание приступа, пристальное наблюдение за собой, своими ощущениями подкрепляют эмоциональное напряжение, тело сжимается и приступы возникают вновь, формируя прочный образ сердечного заболевания.

На этом этапе повторяющийся дискомфорт в области сердца убеждает человека в необходимости обследования для выявления какого-либо заболевания. Начинается поиск врача, медикаментов, диагностических исследований. Этот путь не приносит человеку желаемого облегчения и решения его проблемы, т. к. в сердце не находят никакой патологии, медикаменты помогают временно и он уже без них опасается жить, врачам уже не слишком доверяет, а приступы все таки возникают.

Психологический тупик, в который попадает человек с кардионеврозом, вынуждает его или его близких или его лечащего врача обратиться в последнюю инстанцию – к психотерапевту. Сюда он идет очень настороженно, скептически воспринимая возможность решения своей проблемы. Ведь болит сердце, экстрасистолы, «шкалит» давление – причем здесь психотерапевт!?

Для того, что бы осознать не только механизм функциональных нарушений, но и причины, приведшие к таковому - и призван психотерапевт. Однако его задача не сводится только к осознанию пациентом своей проблемы. Имея в своем арсенале множество психотерапевтических методик, он создает необходимые условия для поиска человеком выхода из проблемы, помогает научиться решать свои проблемы без душевного надрыва и телесных сбоев. Психотерапия дословно переводится как забота, уход за душевным и эмоциональным благополучием человека. Если человек эмоционально благополучен, то он здоров и телесно.

Психотерапия не противопоставляет себя традиционной медицине. Если человеку с повышенным давлением или острой болью в сердце необходима немедленная медицинская помощь терапевта или кардиолога, это не значит, что ее можно заменить добрым советом.. Но не стоит забывать, что механизм возникновения подобных симптомов очень часто связан с психологическими проблемами и психосоциальными конфликтами. И потому психотерапия функциональных расстройств сердечно – сосудистой системы является этиопатогенетичной, т. е. направленной на причину болезни.

Великий Сократ писал: «Если кто-то ищет здоровье, спроси его сперва, готов ли он в дальнейшее расстаться со всеми причинами своей болезни – только тогда ты сможешь ему помочь».


Почему человек болеет за все своим сердцем, что тревожит его сердце, чего или кого боится его сердце, кому оно не доверяет, кого боится потерять? Как раз в этих вопросах и поможет разобраться психотерапевт, более того он поможет клиенту увидеть проблему под другим углом, оценить механизм функционирования психологической защиты, научит своего клиента, оставаясь сердечным человеком жить, не вредя своему здоровью.

Один повелитель из древних времен размышлял над вопросами жизни. Поскольку его интересовала сущность добра и зла, он приказал своему слуге принести те органы, которые были бы лучше, прекраснее и ценнее всех. Слуга принес сердце и язык зверя. Господин посмотрел на органы, подумал о их смысле и на этот раз послал слугу принести отвратительнейшие и худшие органы. Тот пошел и снова принес сердце и язык. Повелитель удивленно взглянул на своего слугу: «Ты приносишь сердце и язык как лучшие органы, но в то же время и как худшие, почему?» Слуга уверенно ответил: «Если то, что чувствует и думает человек, идет от чистого сердца и язык говорит только честно, в таком случае сердце и язык – ценнейшие органы. Если же сердце закрыто и скрывает свои чувства, а язык говорит лживое и несправедливое, то оба органа становятся истинным наказанием для человека, которому они принадлежат. Раздор, который они исторгают вовне, заполняет его и изнутри, и счастье отворачивается от него» (Peseschkian, 1983).

* Доступно по теме

_________________
Научись прощать другим свои ошибки


Последний раз редактировалось ANDREY Ср июн 24, 2009 08:40:07, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Психосоматика
СообщениеДобавлено: Вт окт 07, 2008 12:50:12 
Не в сети

Зарегистрирован: Сб сен 27, 2008 20:05:07
Сообщений: 15
Откуда: Киев
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.
Психосоматика: определение понятия.
http://magazine.mospsy.ru/nomer12/s10.shtml

Проблема психосоматических соотношений - одна из наиболее сложных проблем современной медицины, несмотря на то что тесная взаимосвязь психического и соматического замечена и изучается в течение нескольких веков, со времен Гиппократа и Аристотеля.

В 1818 г. немецкий врач из Лейпцига Хайнрот ввел термин "психосоматический". Ему принадлежали слова: "Причины бессонницы обычно психически-соматические, однако каждая жизненная сфера может сама по себе быть достаточным ей основанием".

В 1822 г. немецкий психиатр М. Якоби ввел понятие "соматопсихическое" как противоположное и в то же время дополняющее по отношению к "психосоматическому". В общепринятый врачебный лексикон термин "психосоматика" вошел лишь столетие спустя.

Термин "психосоматический" окончательно прижился в медицине благодаря венским психоаналитикам (Deutsch, 1953), и с этого времени психосоматическая медицина обозначилась как "прикладной психоанализ в медицине". Дойч, эмигрировав в сороковые годы в США, вместе с коллегами Фландерс Данбар, Францем Александером и др. вызвал интерес к психосоматическим проблемам, и уже к концу 50-х годов в американской научной литературе было опубликовано около 5000 статей о соматической медицине глазами психологов.

Среди тех, кто развивал это направление, следует назвать таких известных аналитиков, как Адлер, Сонди. В России наиболее близко к этому направлению подошли ученые школы И. П. Павлова при разработке метода экспериментального невроза.

По данным ВОЗ, от 38 до 42% всех пациентов, посещающих кабинеты соматических врачей, относятся к группе психосоматических больных. Строго говоря, психосоматическое направление не является самостоятельной медицинской дисциплиной - это подход, учитывающий многообразие причин, приведших к болезни. Отсюда многообразие методов и техник, позволяющих работать с человеком целостно.

Именно разобщенность врачебных специальностей и взглядов на человека и привела к потере идеи о целостности в работе врача. У этой проблемы есть свои причины, прежде всего - преобладание анализа как метода в медицинской науке. В настоящее время в медицине описано 10 000 симптомов и нозологических форм, а для того чтобы успешно справляться с болезнями человека, существует более трехсот медицинских специальностей.

По мере эволюции человека постепенно нарушался универсальный механизм приспособления его психики к окружающей среде. Вместе с изменением психологии человека и среды его обитания проявлялись новые и численно увеличивались имеющиеся психологические симптомы и синдромы.

В ходе эволюции человек приобрел присущие ему как биологическому виду силу, гибкость, подвижность, способность к терморегуляции, определенные характеристики органов чувств. Древние инстинктивные программы поведения человека помогали противостоять голоду, холоду, нападению врагов и хищников.

По мере развития человеческой истории менялись нагрузки, от которых нет программ генетической защиты, и теперь приспособление к среде зависит от психических возможностей человека во много раз больше, чем от силы его мышц, крепости костей и сухожилий и скорости бега. Опасным стало не оружие врага, а слово. Эмоции человека, изначально призванные мобилизовать организм на защиту, теперь чаще подавляются, встраиваются в социальный контекст, а со временем извращаются, перестают признаваться их хозяином и могут стать причиной разрушительных процессов в организме (Радченко, 2002).

Психосоматический подход начинается тогда, когда пациент перестает быть только носителем больного органа и рассматривается целостно. Тогда психосоматическое направление можно рассматривать и как возможность "исцеления" от деперсонализированной медицины.

По современным представлениям, к психосоматическим заболеваниям и расстройствам относят:

1. Конверсионные симптомы. Невротический конфликт получает вторичный соматический ответ и переработку. Симптом имеет символический характер, демонстрация симптомов может пониматься как попытка решения конфликта. Конверсионные проявления затрагивают в большей части произвольную моторику и органы чувств. Примерами являются истерические параличи и парестезии, психогенная слепота и глухота, рвота, болевые феномены.

2. Функциональные синдромы. В этой группе находится преобладающая часть "проблемных пациентов", которые приходят на прием с пестрой картиной часто неопределенных жалоб, которые могут затрагивать сердечно-сосудистую систему, желудочно-кишечный тракт, двигательный аппарат, органы дыхания или мочеполовую систему.

Беспомощность врача относительно этой симптоматики объясняется среди прочего многообразием понятий, которыми обозначаются эти жалобы. Часто у таких больных имеются только функциональные нарушения отдельных органов или систем; какие-либо органические изменения, как правило, не обнаруживаются.

В отличие от конверсионных симптомов, отдельный симптом не имеет специфического значения, будучи неспецифическим следствием нарушенной телесной функции. Александер описал эти телесные проявления как сопровождающие признаки эмоционального напряжения без характерных черт и обозначил их органными неврозами (Александер, 2002).

3. Психосоматозы - психосоматические болезни в более узком смысле. В основе их - первично телесная реакция на конфликтное переживание, связанная с морфологически устанавливаемыми изменениями и патологическими нарушениями в органах. Соответствующая предрасположенность может влиять на выбор органа.
Заболевания, связанные с органическими изменениями, принято называть истинными психосоматическими болезнями, или психосоматозами. Первоначально выделяли 7 психосоматозов ("holy seven"): бронхиальная астма, язвенный колит, эссенциальная гипертония, нейродермит, ревматоидный артрит, язва двенадцатиперстной кишки, гипертиреоз.

Позже этот список расширился - к психосоматическим расстройствам относят рак, инфекционные и другие заболевания.


Несмотря на то что слово "психосоматика" употребляется очень часто как в обиходе, так и в научной литературе, на сегодняшний день не существует единого определения этого термина. В целом его значение вытекает из слов, которые в него входят (душа и тело).

С одной стороны, этот термин подразумевает научное направление, которое устанавливает взаимоотношения между психикой и телесными функциями, исследует, как психологические переживания влияют на функции организма, как переживания могут вызывать те или иные болезни.

С другой стороны, под термином "психосоматика" подразумевается ряд феноменов, связанных с взаимовлиянием психического и телесного, в том числе целый ряд патологических нарушений.

В-третьих, под психосоматикой понимают направление медицины, ставящее своей целью лечение психосоматических нарушений ("психосоматическая медицина").


В настоящее время психосоматика является междисциплинарным научным направлением:

- она служит лечению заболеваний и, следовательно, находится в рамках медицины;
- исследуя влияние эмоций на физиологические процессы, она является предметом исследования физиологии;
- как отрасль психологии она исследует поведенческие реакции, связанные с заболеваниями, психологические механизмы, воздействующие на физиологические функции;
- как раздел психотерапии она ищет способы изменения деструктивных для организма способов эмоционального реагирования и поведения;
- как социальная наука она исследует распространенность психосоматических расстройств, их связь с культурными традициями и условиями жизни.

В период создания психосоматической медицины как науки, стремившейся преодолеть разрыв между телесным и психическим, была создана жесткая однолинейная модель психосоматического заболевания. В последующем она была заменена представлением о возможности возникновения любого заболевания при взаимодействии как физических, так и психосоциальных факторов, что привело к многофакторной открытой модели болезни. В силу этого обстоятельства на место проблемы узкого круга психосоматических расстройств пришел интегральный психосоматический подход.

Патогенез психосоматических расстройств чрезвычайно сложен и определяется:

1. неспецифической наследственной и врожденной отягощенностью соматическими нарушениями и дефектами;
2. наследственным предрасположением к психосоматическим расстройствам;
3. нейродинамическими сдвигами (нарушениями деятельности ЦНС);
4. личностными особенностями;
5. психическим и физическим состоянием во время действия психотравмирующих событий;
6. фоном неблагоприятных семейных и других социальных факторов;
7. особенностями психотравмирующих событий.

Перечисленные факторы не только участвуют в происхождении психосоматических расстройств, но и делают индивида уязвимым к психоэмоциональным стрессам, затрудняют психологическую и биологическую защиту, облегчают возникновение и утяжеляют течение соматических нарушении.


Принято считать, что психосоматическая медицина - ровесница прошлого века. Однако речь при этом идет не о возникновении новой концепции в медицине, а о возрождении принципов медицины древности, подходившей к заболеванию как к специфически индивидуальному явлению, как к болезни конкретного человека, болезни души и тела. Психосоматическая медицина стара, как само врачевание.

История современной психосоматической медицины начинается с психоаналитической концепции Фрейда, который совместно с Брейером доказал, что "подавленная эмоция", "психическая травма" путем "конверсии" могут проявляться соматическим симптомом. Фрейд указывал, что необходима "соматическая готовность" - физический фактор, который имеет значение для "выбора органа".

Эмоциональная реакция, выражающаяся в форме тоски и постоянной тревоги, нейро-вегетативно-эндокринных изменений и характерном ощущении страха, является связующим звеном между психологической и соматической сферами. Полное развитие чувства страха предотвращено защитными физиологическими механизмами, но обычно они лишь уменьшают, а не устраняют полностью эти физиологические явления и их патогенное действие.

Этот процесс можно рассматривать как торможение, то есть состояние, когда психомоторные и словесные выражения тревоги или враждебных чувств блокируются таким образом, что стимулы, поступающие из ЦНС, отводятся к соматическим структурам через вегетативную нервную систему и, таким образом, приводят к патологическим изменениям в различных системах органов.

При наличии эмоционального переживания, которое не блокируется психологической защитой, а, соматизируясь, поражает соответствующую ему систему органов, функциональный этап поражения перерастает в деструктивно-морфологические изменения в соматической системе, происходит генерализация психосоматического заболевания. Таким образом, психический фактор выступает как повреждающий.

К психосоматическим заболеваниям относят те нарушения здоровья, этиопатогенез которых - истинная соматизация переживаний, то есть соматизация без психологической защиты, когда, защищая душевное равновесие, повреждается телесное здоровье.

Сверхактуальное переживание фиксируется, образуя установочную доминанту, являющуюся функциональным очагом психической патологической импульсации. Свойственное больным смутное чувство физического дискомфорта обусловливает при определенных воздействиях реализацию болезненных ощущений и их фиксацию.

Необычная импульсация, поступающая из внутренних органов в ЦНС, усиливает эти ощущения, что в конечном счете приводит к формированию патологического состояния. Таким образом, негативные эмоции висцерального происхождения как бы подкрепляются личностными реакциями таких больных на тот или иной симптом или состояние организма в целом.

Повторение психотравмирующих воздействий астенизирует нервную систему, кора становится более чувствительной к внешним воздействиям и интероцептивным сигналам. Поэтому появление выраженных соматических ощущений может быть вызвано не только психогенным влиянием как таковым, но и любым незначительным нарушением деятельности внутренних органов и даже патологическим восприятием их обычной работы. Сформировавшийся очаг патологической импульсации обрастает нейрогуморальными связями с теми или иными системами организма.

Считается, что в этом процессе ключевым звеном является долговременная память.

Долговременная память - это всегда эмоциональная память. Чем ярче эмоции, тем больше вероятность активации следа памяти в дальнейшем, и пережитое человеком стрессовое
состояние надежно закрепляется в долговременной памяти. На основе механизмов реверберации возбуждения и долговременной постсинаптической потенциации пережитое состояние паники, страха, ужаса сохраняется в виде энграмм - "следов памяти".

В итоге запас уже сложившихся энграмм получает особое значение для развития психосоматических расстройств. Например, пароксизмы синусовой тахикардии с ощущением удушья и страха смерти возникают при снижении настроения или переутомления у больной с аналогичным эпизодом на фоне послеродового эндометрита в прошлом.

Подлинной причиной рецидива нередко становится лишь "воскрешение" соответствующей симптоматики вследствие оживления ее следов. Чем острее было чувство опасности для жизни и здоровья, тем больше вероятность воспроизведения развернутой клинической картины по типу депрессии или ее соматического эквивалента.

Ведущая роль в формировании долгосрочной памяти принадлежит не столько действительной тяжести соматического страдания, сколько стрессогенным действием вызванных им или случайно совпавших с ним душевных переживаний. Первостепенным фактором, обусловливающим преимущественную локализацию психосоматических расстройств, становится страх смерти, испытанный хотя бы раз в жизни в связи с каким-либо заболеванием.

Центром тяжести психосоматического страдания оказывается всегда орган, наиболее уязвимый и важный для жизнедеятельности организма в представлении индивида. "Выбор органа" свидетельствует о преимущественной направленности защитно-приспособительных механизмов, вызывающих повреждающий эффект по мере нарастания дезинтеграции в стрессовых ситуациях.

Инициатива в выборе органа принадлежит всегда корковым связям, влияющим на эмоциональные подкорковые аппараты и программирующим степень вовлечения тех или иных органов в стрессовую ситуацию. Какой именно эффекторный путь окажется предпочтительнее для выхода на периферию эмоционального возбуждения, зависит, в конечном счете, от особенностей данной эмоции, от особенностей нервной конституции человека и от всей истории его жизни.

Очаг психической импульсации взаимодействует с соматическими системами организма и образует устойчивую функциональную систему, патологическую в своей основе, но одновременно и защитную, поскольку она является частью механизмов гомеостаза в рамках измененного болезнью существования и приспособления организма к патопластическому воздействию фиксированного переживания.

Предполагается существование так называемого препсихосоматического личностного радикала - тех личностных особенностей, которые приводят к заболеванию; это очаг психосоматической импульсапии, фиксированное патопластическое переживание. Он формируется в детском и подростковом возрасте.

В современной психосоматике различают предрасположенность, разрешающие и задерживающие развитие болезни факторы. Предрасположенность - это врожденная (например, генетически обусловленная), а при определенных условиях и приобретенная готовность, которая выливается в форму возможного органического или невротического заболевания. Толчком к развитию такого заболевания являются трудные жизненные ситуации. Если манифестируют невротические или соматические заболевания, то они развиваются по собственным закономерностям, которые, однако, тесно связаны с факторами окружающей среды.

Например, значение способствующих развитию болезни факторов при хронических заболеваниях стало известно лишь в последнее время. В любом случае для диагностики как психосоматического, так и невротического заболевания необходимо понимание ситуационного характера его происхождения. Констатация наличия психосоматических нарушений не приводит к отрицанию основного диагноза. Если сегодня говорят о психосоматическом, биопсихосоциальном заболевании, то это лишь указывает на связь "предрасположенность - личность - ситуация".

Человек, находящийся в гармоничных отношениях со своей средой, может перенести экстремальные соматические и психические нагрузки, избегнув болезни. Однако в жизни встречаются личностные проблемы, которые вызывают настолько тягостную фиксацию и душевный разлад, что в определенных жизненных ситуациях приводят к негативным эмоциям и неуверенности в себе. Именно в сложных ситуациях психосоматически отягощенные пациенты, проявляющие эмоциональную подавленность, не могут правильно оценить и описать свое состояние.

Таким образом, в современном понимании патогенеза психосоматических заболеваний признается многофакторность в объяснении их природы. Соматическое и психическое, влияние предрасположенности и среды, фактическое состояние окружающей среды и ее субъективная переработка, физиологические, психические и социальные воздействия в их совокупности и взаимодополнении - все это имеет значение в качестве взаимодействующих между собой факторов психосоматических заболеваний.


Психосоматические теории и модели.


Существует достаточно большое количество теорий и моделей возникновения психосоматических заболеваний и способов их классификации. Мы коротко перечислим основные из них.

Характерологически ориентированные направления и типологии личности.

В древности Гиппократ, а затем Гален описали людей с разными видами темпераментов - сангвиников, холериков, меланхоликов и флегматиков. Это положение нашло дальнейшее развитие в психологических теориях конституции Эрнста Кречмера (Кречмер, 2000) и Уильяма Шелдона (Sheldon, Stevens, 1942).

Классические психосоматические работы этого характерологического направления принадлежат американскому врачу Флендерс Данбар (Dunbar, 1947).

В современной медицине применение этого подхода приобрело большое значение в исследовании определенной типологии "личностей риска", как это, например, предлагает рабочая группа Rosenman и Friedman (1959. 1978) в разработке для лиц с угрозой развития инфаркта миокарда (так называемого поведения типа А). Такие описания встречаются во многих исследованиях личности (Irvine et al., 1991; Siegman, Smith, 1994; Williams, 1994).

Психоаналитические концепции.

Научная основа, на которой в дальнейшем развивались психосоматические исследования, была заложена 3. Фрейдом, создавшем конверсионную модель, согласно которой ущемленные эмоции порождают конверсионные симптомы. Вытесненные из сознания социально неприемлемые инстинкты (агрессивные, сексуальные) прорываются, принимая ту или иную символическую форму (Бройтигам и др., 1999).

К теориям данного направления относятся также теория де- и ресоматизации Шура (Schur, 1974), модель отказа от веры в будущее Энгеля и Шмале (Engel, Schmale, 1967), концепция потери объекта Фрайбергера (Freyberger, 1976), концепция двухфазной защиты, или двухфазного вытеснения, Митчерлиха (Mitscherlich, 1956).

Теория специфического психодинамического конфликта Александера.

Основателем современной психосоматики считается Франц Александер. Упомянутые выше психосоматические теории исходили из дифференцированных психологических конструкций, причем соматическое лечилось исключительно на психологическом уровне (конверсия, регрессия, ресоматизация и т. д.).

Александер впервые в 1950 г предложил теорию, согласно которой симптомы вегетативного невроза являются не попыткой выражения подавленного чувства, а физиологическим сопровождением определенных эмоциональных состояний. Александер говорит о вегетативном неврозе в случае постоянного физиологического сопровождения эмоциональных состояний напряжения при отсутствии действия, направленного вовне и сбрасывающего напряжение. На втором этапе обратимые функциональные симптомы ведут к необратимым изменениям в органах (Александер, 2002).

Интегративные модели.

Изначально по-другому ориентированная самостоятельная линия развития психосоматической теории происходит из изучения большого контингента больных с так называемыми функциональными нарушениями без патологической органической основы.

К данным моделям относятся интегративная модель здоровья, болезни и болезненного состояния по Вайнеру (Weiner, 1977), биопсихосоциальная модель Икскюля и Везиака (Uexkull, 1963, Uexkull, Wesiak, 1990), медицинская антропология В. Вайцзеккера (Weizsacker, 1949).

Кроме перечисленных выше психосоматических концепций и моделей необходимо упомянуть следующие.

Концепция алекситимии - неспособности к эмоциональному резонансу и "оперативного мышления" (конкретное мышление, свобода от сновидений), невозможности выразить собственные переживания, эмоции и ощущения, неспособности человека быть в контакте с собственным внутренним миром. Человек как бы отделен от всего того в себе самом, что не поддается строго логическому упорядоченному анализу. Все нюансы собственных душевных движений остаются для него скрытыми (Nemiah, Sifneos, 1970, Sifneos, 1973).

Алекситимия рассматривается как некая совокупность признаков, характеризующих психический склад индивидов, предрасполагающий их к психосоматическим заболеваниям. Ее рассматривают как фактор риска развития многих заболеваний.

Теория стресса (Cannon, 1975, Селье, 1982, 1991) - экспериментально-психологические, клинико-физиологические, биохимические и цитологические исследования последствий эмоционального стресса, устанавливающие влияние экстремальных и хронических стрессовых ситуаций на восприимчивость и особенности патогенеза, течения и терапии психосоматических заболеваний. В данное направление входит большое число отдельных направлений изучения психосоматической патологии (например, стресс и адаптационные реакции, стресс и стрессорные повреждения, стресс-факторы и картина их субъективного переживания и т. д.).

Нейрофизиологическое направление (Анохин, 1975; Губачев, 1994; Судаков, 1987, Курцин, 1973), в основе которого лежит стремление установить взаимосвязи между отдельными психофизиологическими характеристиками (например, некоторые неокортикально-лимбические характеристики или симпатико-парасимпатикотрофные проявления) и динамикой висцеральных проявлений (активацией органных функций).

Принципиальной основой концепции является наличие функциональных систем. Данное направление изучает нейрофизиологическое обеспечение стойких патологических состояний и объясняет возникновение психосоматических расстройств нарушенными кортико-висцеральными взаимоотношениями.

Суть этой теории заключается в том, что нарушения кортикальных функций рассматриваются как причина развития висцеральной патологии. При этом учитывается, что все внутренние органы имеют свое представительство в коре головного мозга. Влияние коры больших полушарий на внутренние органы осуществляется лимбико-ретикулярной, вегетативной и эндокринной системами.

Психоэндокринное и психоиммунное направление исследований, изучающее широкий спектр нейроэндокринных и нейрогуморальных феноменов у больных психосоматическими заболеваниями (психоэндокринное тестирование особенностей и уровня синтеза катехоламинов, гипофизарных и тиреоидных гормонов, специфика иммунограмм). Поиск "специфического нейрогормонального обеспечения" эмоционального реагирования показал, что высокий уровень личностной и ситуативной тревожности связан с разнонаправленными нейро-гормональными сдвигами.


Теория нарушения функциональной асимметрии мозга как причина психосоматической патологии (Косенков, 1997, 2000).

Концепция враждебности. Согласно этой гипотезе, гнев и враждебность могут играть существенную роль в этиологии различных тяжелых соматических заболеваний (Graves, Thomas, 1981; Smith, 1998).

Представленные основные концепции психосоматической патологии показывают, что невозможно вычленить изолированно специфические психические или физиологические констелляции, которые бы охватывали весь спектр проявлений при данном виде заболеваний. Однако все гипотезы сходятся в одном: социальная дезадаптация - это основная причина возникновения психосоматической патологии.

В качестве обзорных работ, освещающих различные теории патогенеза психосоматических заболеваний, можно порекомендовать следующие: Бройтигам и др., 1999; Любан-Плоцца и др., 2000; Исаев, 2000.

Далее, про это...
ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА: ВОПРОСЫ ДЕФИНИЦИИ И КЛАССИФИКАЦИИ
http://www.psychiatry.ua/articles/paper144.htm

_________________
Научись прощать другим свои ошибки


Последний раз редактировалось ANDREY Ср июн 24, 2009 08:38:25, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Парадоксальная теория изменения
СообщениеДобавлено: Вс окт 12, 2008 18:36:42 
Не в сети

Зарегистрирован: Сб сен 27, 2008 20:05:07
Сообщений: 15
Откуда: Киев
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.
Парадоксальная теория изменения
Арнольд Бейссер
Перевод А.Гронского
Статья Арнольда Бейссера является одной из наиболее часто цитируемых в гештальт-литературе.
Оригинальный текст можно прочитать на сайте Международной ассоциации гештальт-терапии (IGTA) http://www.gestalt.org/igta.htm/arnie.htm

Примерно в течение полувека, т.е. большую часть своей профессиональной жизни, Фредерик Перлз находился в конфликте с психиатрическим и психологическим истеблишментом. Он работал бескомпромиссно в своем собственном направлении, которое часто вступало в борьбу с представителями более общепринятых взглядов. Тем не менее, в последние несколько лет, Перлз и гештальт-терапия приходят к гармонии со все более увеличивающейся частью теории психического здоровья и профессиональной практикой. Эта перемена произошла не в следствие того, что Перлз изменил свою позицию, хотя его взгляды и претерпели некоторую трансформацию, но потому, что тенденции и представления окружающего мира, стали более близкими к нему и к его работе.
Конфликт Перлза с существующим порядком уже содержал ростки его теории изменения. Теория изменения не была явно очерчена Перлзом, но она лежит в основе большей части его работы и подразумевается при практическом использовании гештальт-техник. Я буду называть ее парадоксальной теорией изменения, в силу причины, которая станет понятной далее. Коротко сформулированная, она заключается в следующем: изменение происходит тогда, когда некто становится тем, кто он есть, но не тогда, когда он пытается стать тем кем он не является. Изменение происходит не в результате принудительных попыток индивида измениться или другого лица изменить его, оно происходит в том случае, если индивид затрачивает время и усилия на то, чтобы быть тем, кто он есть - т.е. быть полностью вовлеченным в свое текущее положение. Посредством отказа от роли творца изменения, мы придаем значительность и упорядоченность тому изменению, которое может произойти.
Гештальт-терапевт отказывается от роли "изменятеля" в пользу другой стратегии, которая заключается в том, что терапевт поддерживает, и даже настаивает, на том, чтобы пациент был там, где он есть и тем, чем он является. Он верит, что изменение не случится в результате "старания", принудительного усилия или убеждения, либо в результате инсайта, интерпретации, или любого другого подобного средства. Наиболее вероятно, что изменение может произойти, когда пациент отказывается, по крайней мере на секунду, от желания стать другим и старается быть тем, кто он есть. Предпосылка изменения заключается в том, что пациент должен находиться в точно определенном месте для того, чтобы иметь твердую опору, позволяющую ему двигаться, потому что без такой опоры двигаться трудно или невозможно.
Человек, приходящий к терапевту с целью достичь изменения, находится в конфликте, по крайней мере с двумя противоборствующими силами. Он находится в постоянном метании между тем, кем он "должен быть" и тем, что он думает по поводу того, кем он "является", никогда полностью не идентифицируясь ни с одной из этих сторон. Гештальт-терапевт предлагает пациенту полностью проживать эти роли в текущий момент времени. От любой роли, с которой он начинает иметь дело, пациент вскоре перейдет к другой. Гештальт-терапевт предлагает ему просто быть тем, что он есть в данный момент.
Пациент приходит к терапевту, потому что хочет быть измененным. Многие терапевты принимают это как его законное стремление и используют различные средства, чтобы попытаться изменить его, усиливая то, что Перлз называет дихотомией между "собакой сверху" и "собакой снизу". Терапевту, который ищет способ помочь пациенту приходится оставлять равную позицию и становиться всезнающим экспертом с пациентом, играющим роль беспомощного, но в то же время целью этого же терапевта является то, что терапевт и пациент должны стать равными. Гештальт-терапевт верит, что дихотомия "собака сверху/собака снизу" уже существует внутри пациента, что одна часть пытается изменить другую, и что терапевт должен избежать замыкания в какой-либо из этих ролей. Он старается избежать этой западни, поддерживая пациента в принятии обеих полярностей одновременно как его собственных.
Терапевт аналитического направления, напротив, использует такие технические средства как сны, свободные ассоциации, перенос и интерпретации для достижения инсайта, которые, в свою очередь, должны привести к изменению. Бихевиоральный терапевт вознаграждает или наказывает поведение для того, чтобы модифицировать его. Гештальт-терапевт верит в то, что нужно поддерживать пациента в переживании всего того, что последний испытывает в настоящий момент. Он верит вместе с Прустом: "Чтобы исцелить страдание, нужно пережить его полностью".
Гештальт-терапевт, кроме того , полагает что естественное состояние человека - это единство, целостное бытие - не фрагментированное на две или более противостоящих частей. В естественном состоянии происходит постоянное изменение основанное на динамическом взаимодействии между Я и окружением.
Кардинер отметил, что в развитии своей теории защитных механизмов, Фрейд превратил процессы в структуры (например, процесс отрицания в свершившееся отрицание). Гештальт-терапевт видит изменение как возможность, когда противоборствуют противоположные тенденции, что равнозначно трансформации структур в процессы. Когда происходит процесс, индивид открыт к участию в обмене с окружающей средой.
Если разделенные, фрагментарные Я в индивиде играют отдельные, изолированные роли, гештальт-терапевт поддерживает коммуникацию между этими ролями; он может предложить им поговорить друг с другом. Если пациент отказывается от этого предложения или сопротивляется, терапевт предлагает ему просто сосредоточиться полностью на его отказе или сопротивлении. Опыт показывает, что когда пациент отождествляется с отдельными фрагментами своей личности, происходит интеграция. Таким образом, будучи целостным он может становиться кем-то еще.
Сам терапевт является человеком, который стремится не к изменению, а к тому, чтобы быть тем, кто он есть. Усилия пациента приспособить терапевта к каким-либо своим стереотипам о людях, таким как стереотип помощника или стереотип "собаки сверху", создают конфликт между ними. Разрешение ситуации достигается, когда каждый может быть в отношениях самим собой и в то же время сохранять интимный контакт с другим. Терапевт также достигает изменения, когда стремится быть самим собой, находясь в контакте с другим человеком. Такой вид взаимоотношений ведет к тому, что терапевт может становиться максимально эффективным, когда он в наибольшей степени изменчив, потому что в то время когда он сам открыт изменению, у него, с наибольшей вероятностью, будет устанавливаться наилучший контакт с пациентами.
Что же произошло за прошедшие пятьдесят лет, благодаря чему теория изменения, заложенная в работе Перлза, стала принимаемой, распространенной и ценной? Предположения выдвинутые Перлзом не изменились, но изменилось общество. Впервые в истории человечества, человек обнаруживает себя в положении, когда он не столько вынужден адаптироваться к существующему порядку, сколько должен быть способным адаптироваться к ряду изменяющихся условий. Впервые в истории человечества продолжительность индивидуальной жизни является большей, чем отрезок времени необходимый для большого социального или культурного изменения. Более того, скорость этих изменений возрастает.
Терапевты, которые ориентируются на прошлое и на индивидуальную историю действуют исходя из предположения, что если индивид однажды решит проблемы, связанные с травматическим событием имевшим место в его истории (обычно в младенчестве или детстве), впоследствии он будет готов иметь дело с окружающим миром; причем мир мыслится в данном случае как имеющий стабильный порядок. Однако на сегодняшний день, проблема возникает тогда, когда индивид вступает в отношения с изменяющимся обществом. Сталкиваясь с множественной, многоликой, изменяющейся системой, в поисках стабильности человек остается предоставленным самому себе. Чтобы разрешить проблему, он должен достичь состояния, которое позволяет динамично и гибко развиваться во времени и одновременно поддерживать некий механизм сохраняющий центр его личности. Он больше не может осуществить это с помощью идеологий, которые вышли из употребления, он должен сделать это с помощью явной или неявной теории изменения. Целью терапии становится не столько развитие хорошего, постоянного характера, сколько формирование способности к движению во времени при одновременном сохранении определенной индивидуальной стабильности.
Хотя благодаря социальным переменам теория изменения уже стала насущной, перлзовское упорство и нежелание быть тем кем он был не позволяло ему с готовностью принять общество, даже несмотря на то, что общество уже было готово принять его. Перлзу приходилось быть тем кем он являлся вопреки, или возможно, даже благодаря оппозиции со стороны социума. Тем не менее , за время своей жизни он пришел к интеграции со многими профессиональными силами в своей сфере, таким же образом и отдельный индивид может достичь целостности с собственными отчужденными частями благодаря эффективной терапии.
Область интереса в психиатрии сейчас распространилась за пределы отдельной личности, т.к. становится очевидным то, что большинство критических проблем произрастают не из нас как отдельных индивидов, а из общества, которое удерживает личность в ее обособленности. Я уверен, что изменение теории, очерченное здесь применимо также к социальным системам, которые регулярно изменяются внутри больших социальных систем в направлении интеграции и холизма; основной функцией таких агентов социального изменения является деятельность вовне и внутри организации, которая преследует цели постоянного изменения динамического равновесия внутри и вне ее. Это требует того, чтобы система становилась сознающей существование отчужденных частей внутри и вне себя; это может привнести в ее развитие функции, которые сходны с процессами идентификации в индивиде. Сначала появляется осознавание внутри системы, свидетельствующее, что отчужденные части существуют. Впоследствии эти части принимаются как законные отпрыски единой функциональной потребности, которая является очевидной, намеренно мобилизованной и наделенной полномочиями также как и явная сила. Это является поворотным пунктом: вести к коммуникации с другими подсистемами, и фасилитировать интегрированное, гармоничному развитие целой системы.
С ускорением перемен, в критический период жизни человечества, найден необходимый метод социального изменения. Представленная здесь теория изменения уходит корнями в психотерапию. Она развилась как результат двухсторонних терапевтических отношений. Но она предполагает, что эти же принципы приемлемы для социальных изменений, т.к. процесс индивидуального изменения равносилен микрокосму процесса социального изменения. Несоответствующие друг другу, дезинтегрированные, противоречивые элементы представляют основную угрозу как для общества, так и для индивида. Отделение старых людей от молодых людей, богатых от бедных, черных от белых, ученых от служащих и т.д. - одни отделены от других возрастным, географическим, социальным разрывом. И это является угрозой выживанию человечества. Мы должны найти пути связывания этих разделенных частей, пути интеграции одной системы с другими.
Парадоксальная теория социального изменения предложенная здесь основана на стратегиях развитых Перлзом в его гештальт-терапии. Они являются применимыми для общественных организаций, общественного развития и других процессов изменения согласующихся с демократической политической структурой.
http://gestaltnsk1.narod.ru/beisser.htm

_________________
Научись прощать другим свои ошибки


Последний раз редактировалось ANDREY Ср июн 24, 2009 08:23:51, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Вс окт 19, 2008 11:40:15 
Не в сети

Зарегистрирован: Сб сен 27, 2008 20:05:07
Сообщений: 15
Откуда: Киев
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.
ЖИТЬ В ТЕЛЕ
Отношение человека к миру всегда находит свое отражение в его отношении к своему телу.
Летуновский Вячеслав Владимирович

Человек приходит в этот мир и единственное, как мы можем отследить этот факт - это появление тела человека на свет, т.е. рождение. Мы можем пойти дальше и глубже и тогда реально подтверждённым фактом прихода, будет момент зачатия или образование зиготы.
В религиозно-эзотерических традициях есть великолепный термин «воплощённый». Не особо углубляясь в происхождение смыслового значения этого слова, примем к сведе-нию, что речь идёт о чём либо, помещённом в плоть. Таким образом, возможно не без на-тяжки, мы имеем право сказать, что тело человека живущего, является обязательным и непременным свойством самого человека. Да и в самом деле, кто ни будь реально встре-чал человека развоплощённого, т.е. бестелесного?! Из выше изложенного закономерно, на мой взгляд, вытекает вопрос, в праве ли мы говорить о комфортном существовании чело-века не приемлющего, а то и вовсе отрицающего свойственную ему телесность... Или ина-че, данную ему жизнь в конкретном теле.
На мой взгляд, единственно реальной первопричиной всех возможных заболеваний является непонимание, а то и неприятие смысла своей телесности.
На мой взгляд, современная аллопатическая медицина приходит тогда, когда непо-нимание, неприятие своей телесности уже привело к возникновению саморазрушительных тенденций и, как следствие, возникновению органических нарушений.
Психосоматическая медицина, в современном трактовании этого понятия, занявшись функциональными, регуляторными нарушениями в организме под влиянием психических факторов (т.е. на стадии доорганических повреждений, нарушений), сделала значитель-ный шаг к человеку здоровому.
Мне кажется, будет разумно смелым утверждение, что осмысленное, осознанное принятие себя в целом, принятие смысла своего существования «здесь и сейчас», т.е. в конкретной телесности, со свойственными только этой телесности генотипом, средой (в том числе и социальной), а значит, и опытом, и есть единственно возможный путь к здо-ровой, т.е. гармоничной жизни конкретного индивида.
Да, на мой взгляд, самым простым путём к познанию своей сути, есть путь через по-знание и принятие своей телесности.
Результатом такой деятельности может быть улучшение здоровья.

_________________
Научись прощать другим свои ошибки


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Вс окт 26, 2008 22:23:44 
Не в сети

Зарегистрирован: Сб сен 27, 2008 20:05:07
Сообщений: 15
Откуда: Киев
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.
Нардонэ Дж., Вацлавик П.
Искусство быстрых изменений. Краткосрочная стратегическая терапия

http://forum.myword.ru/index.php?automo ... wfile=3534

_________________
Научись прощать другим свои ошибки


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Ср июн 17, 2009 16:17:20 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован: Ср фев 14, 2007 18:49:18
Сообщений: 94
Откуда: Чернигов, Украина
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 2 раз.
Доброго времени суток.
Интересно, хоть один человек это прочитал? Я - нет!

_________________
"Если больной очень хочет жить, врачи бессильны." (Фаина Раневская)


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Ср июн 17, 2009 18:46:00 
Не в сети

Зарегистрирован: Сб сен 27, 2008 20:05:07
Сообщений: 15
Откуда: Киев
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.
Andrew писал(а):
Доброго времени суток.
Интересно, хоть один человек это прочитал? Я - нет!


что же из этого следует?
следует Жить.

Как - это уже второй вопрос.

По крайней мере не один случай "спонтанной по жизненной ремиссии" в онкологии не обошёлся без активного участия самого болевшего.

_________________
Научись прощать другим свои ошибки


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Ср июн 17, 2009 19:26:19 
Не в сети
-->
-->
Аватар пользователя

Зарегистрирован: Пн июн 16, 2008 11:23:18
Сообщений: 6710
Откуда: г.Лубны Полтавской обл.
Благодарил (а): 2700 раз.
Поблагодарили: 3572 раз.
Andrew писал(а):
Интересно, хоть один человек это прочитал? Я - нет!

Я пыталась. ЧЕСНСЛОВО! Ещё осенью. И сегодня. Я вообще-то девушка неглупая (красный диплом университета своими мозгами заработала, не купила), но, УВЫ... :) :cry: :)
У меня свой вопрос: с какой целью здесь ЭТО накопировано?
ANDREY писал(а):
следует Жить.
Как - это уже второй вопрос.

Вы человек опытный. Не могли бы своими словами изложить суть. Тем более - психосоматика - это очень интересно!

_________________
Изображение


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Ср июн 17, 2009 19:51:10 
Не в сети

Зарегистрирован: Сб сен 27, 2008 20:05:07
Сообщений: 15
Откуда: Киев
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.
если совсем своими - см. сообщение от 19 октября прошлого года.

Ещё проще?

По настоящему жить можно ТОЛЬКО в "здесь и сейчас". Т.е. в своём теле.

Смею уверить, что добрая половина человеков рассуждают как мой давний клиент: "ну родился я. А при чём тут моё тело?"

Опять таки - смею уверить - изрядное большинство наших современников живёт в голове. Про то, что ниже основания черепа вспоминают только когда Ж.П. клюнет. И тут же требуют от других головастиков таблетку.

Хотите более предметно?
в личку, в телефонный режим.

Или предметные вопросы - предметные ответы.

Я вряд ли смогу набрать "своими словами" весь курс специализаций по ТОП и психосоматике.

_________________
Научись прощать другим свои ошибки


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Ср июн 17, 2009 19:56:55 
Не в сети

Зарегистрирован: Сб сен 27, 2008 20:05:07
Сообщений: 15
Откуда: Киев
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.
Алла-Ок! писал(а):
Andrew писал(а):
Интересно, хоть один человек это прочитал? Я - нет!

Я пыталась. ЧЕСНСЛОВО! Ещё осенью. И сегодня. Я вообще-то девушка неглупая (красный диплом университета своими мозгами заработала, не купила), но, УВЫ... :) :cry: :)
У меня свой вопрос: с какой целью здесь ЭТО накопировано?


"накопированно" с единственной целью.
Если то, что Вы делаете, не даёт желаемый результат, может есть смысл что то в "деланье" поменять.
Материал, приведённый мной выше, даёт основание утверждать (я тАк думаю), что мы многое про себя и не знаем, и не понимаем, и знать не хотим.

Гомеостаз, знаете ли.

_________________
Научись прощать другим свои ошибки


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Ср июн 17, 2009 21:12:24 
Не в сети
-->
-->
Аватар пользователя

Зарегистрирован: Пн июн 16, 2008 11:23:18
Сообщений: 6710
Откуда: г.Лубны Полтавской обл.
Благодарил (а): 2700 раз.
Поблагодарили: 3572 раз.
ANDREY писал(а):
мы многое про себя и не знаем, и не понимаем, и знать не хотим.

Сократ тоже подобное изрёк:
Я знаю, что ничего не знаю, а многие не знают и этого

_________________
Изображение


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Чт июн 18, 2009 15:10:43 
Не в сети

Зарегистрирован: Сб сен 27, 2008 20:05:07
Сообщений: 15
Откуда: Киев
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.
Алла-Ок! писал(а):
ANDREY писал(а):
мы многое про себя и не знаем, и не понимаем, и знать не хотим.

Сократ тоже подобное изрёк:
Я знаю, что ничего не знаю, а многие не знают и этого


и это всё, что Вы увидели в написанном мной?

Смею ли я надеяться, что смысл слова "гомеостаз" девушке с красным дипломом знаком и без гугли?

_________________
Научись прощать другим свои ошибки


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Чт июн 18, 2009 15:37:35 
Не в сети
-->
-->
Аватар пользователя

Зарегистрирован: Пн июн 16, 2008 11:23:18
Сообщений: 6710
Откуда: г.Лубны Полтавской обл.
Благодарил (а): 2700 раз.
Поблагодарили: 3572 раз.
Куда уж нам... :o

_________________
Изображение


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Пт июн 19, 2009 06:20:35 
Не в сети

Зарегистрирован: Сб сен 27, 2008 20:05:07
Сообщений: 15
Откуда: Киев
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.
Алла-Ок! писал(а):
Куда уж нам... :o


Хороший съезд с темы.

Право на самозащиту - (по крайней мере в моей "конфессии") естественная норма.

Формально у нас есть три варианта развития событий (на мой взгляд):
1. фыркнуть, и .... разбежаться;
2. Попытаться общаться с высоты Вашего положения законного аборигена этого сайта. Имеется в виду по отношению ко мне, свободному от РС.
3. Строить партнёрские отношения. С равной ответственностью за происходящее.

Мне приемлемы 3. и 1.
Ваш выбор?

_________________
Научись прощать другим свои ошибки


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Вт июн 23, 2009 17:40:33 
Не в сети
-->
-->
Аватар пользователя

Зарегистрирован: Пн июн 16, 2008 11:23:18
Сообщений: 6710
Откуда: г.Лубны Полтавской обл.
Благодарил (а): 2700 раз.
Поблагодарили: 3572 раз.
ANDREY писал(а):
по отношению ко мне, свободному от РС.

А вот об этом хотелось бы узнать подробней. Вы свободны от РС по причине:
1.Взяли себя в руки и психосоматическими (или другими) методами поддерживаете достойную физическую форму;
2. на форум попали случайно?
Андрей, мне очень было бы интересно с Вами пообщаться, но ВАШИХ МЫСЛЕЙ ПОКА НЕ ОБНАРУЖИЛА.
Пока наш диалог напоминает анекдот:
Лектор в колхозе произности речь:" С точки зрения логической градации мы не можем отрицать иллюзию пародоксальности, так как жизнь аллегорична и полна субординации и каждый индивидум защищает свою тенденцию. А вы как думаете, товарищи колхозники?"
Встает колхозник, навоз с валенка стопнул и отвечает:
- Так-то оно так, потому как не может того быть, кабы не было бы никак. И не потому, что оно вообще, а потому, что когда оно что, тогда оно и пожалуйста.

_________________
Изображение


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Ср июн 24, 2009 08:11:26 
Не в сети

Зарегистрирован: Сб сен 27, 2008 20:05:07
Сообщений: 15
Откуда: Киев
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.
Алла-Ок! писал(а):
ANDREY писал(а):
по отношению ко мне, свободному от РС.

А вот об этом хотелось бы узнать подробней. Вы свободны от РС по причине:
1.Взяли себя в руки и психосоматическими (или другими) методами поддерживаете достойную физическую форму;
2. на форум попали случайно?
Андрей, мне очень было бы интересно с Вами пообщаться, но ВАШИХ МЫСЛЕЙ ПОКА НЕ ОБНАРУЖИЛА.
Пока наш диалог напоминает анекдот:
Лектор в колхозе произности речь:" С точки зрения логической градации мы не можем отрицать иллюзию пародоксальности, так как жизнь аллегорична и полна субординации и каждый индивидум защищает свою тенденцию. А вы как думаете, товарищи колхозники?"
Встает колхозник, навоз с валенка стопнул и отвечает:
- Так-то оно так, потому как не может того быть, кабы не было бы никак. И не потому, что оно вообще, а потому, что когда оно что, тогда оно и пожалуйста.


Да, на форум попал "как бы" случайно.
Просто искренне убеждён, что мне интересно работать с системными нарушениями и при этом я знаю, что я это умею делать.

Что же касаемо факта не обнаружения Вами моих мыслей...
1. :) это вовсе не означает что их в этих постах нет.
2. может в фильтрах восприятия чЁЙ то поменять?

Кстати... "красный диплом университета своими мозгами заработала, не купила" .... это про что?

Я к тому, что мне не очень понятно как строить диалог с Вами.
Т.е. употребление мной слова "гомеостаз" в обращении к Вам - вызвало у Вас чувство иронии т.к. само собой понятно что это, или же "чувство глубокого не внутреннего возмущения" - надо же ... он ещё при людях выражается?

_________________
Научись прощать другим свои ошибки


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Ср июн 24, 2009 08:26:42 
Не в сети
-->
-->
Аватар пользователя

Зарегистрирован: Пн июн 16, 2008 11:23:18
Сообщений: 6710
Откуда: г.Лубны Полтавской обл.
Благодарил (а): 2700 раз.
Поблагодарили: 3572 раз.
ANDREY писал(а):
употребление мной слова "гомеостаз" в обращении к Вам

Складывается впечатление, что это слово - смысл Вашей ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ жизни. С чем я Вас и поздравляю: ВЫ ТАКОЙ ВУМНЫЙ... ВАМ ЧЕРЕП НЕ ЖМЁТ? Слово-то ёмкое, сложное...:ROFL:
ANDREY писал(а):

Да, на форум попал "как бы" случайно.

Без комментариев... Извините за беспокойство!

_________________
Изображение


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Ср июн 24, 2009 08:49:02 
Не в сети

Зарегистрирован: Сб сен 27, 2008 20:05:07
Сообщений: 15
Откуда: Киев
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.
Алла-Ок! писал(а):
ANDREY писал(а):
употребление мной слова "гомеостаз" в обращении к Вам

Складывается впечатление, что это слово - смысл Вашей ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ жизни. С чем я Вас и поздравляю: ВЫ ТАКОЙ ВУМНЫЙ... ВАМ ЧЕРЕП НЕ ЖМЁТ? Слово-то ёмкое, сложное...:ROFL:
ANDREY писал(а):

Да, на форум попал "как бы" случайно.

Без комментариев... Извините за беспокойство!


да уж...

:1appl

_________________
Научись прощать другим свои ошибки


Вернуться наверх
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 20 ] 

Часовой пояс: UTC + 2 часа


Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group (блог о phpBB)
Сборка создана CMSart Studio
Русская поддержка phpBB